И прочие неудобства людям по соседству
Журнал «Бизнес и Жизнь», март 2015
Над законами подлости хорошо смеяться, когда они в анекдотах. Когда они в жизни — от них одни слезы. Были у меня клиент — полковник в отставке. Бывших военных не бывает, так что строжайшие дисциплина и порядок распространялись в период мирного времени на весь домашний быт. Например, уезжая даже на пару дней, супруги всегда перекрывали вентили горячей и холодной воды. И делали это из года в год. Десятилетиями! И вот однажды они уехали из дома поздним вечером и не стали перекрывать воду, потому что через несколько часов из Москвы должна была прилететь дочь. Заботливым родителям не хотелось, чтобы нежно любимый ребенок ночью шарахался по квартире в поисках вентилей. Как показали дальнейшие события, уже лучше бы она шарахалась и даже перебила весь хрусталь в поисках кранов горячей и холодной воды — вышло бы дешевле. Так как в тот единственный раз, когда супруги не перекрыли воду, шланг посудомоечной машины сделал неожиданный финт и хлынувшая вода затопила пять нижних этажей.
Мне бы не хотелось быть гонцом, приносящим плохие новости, но по закону «ваше» начинается на границах вашей квартиры, и вы, как собственник, несете ответственность за все происходящее в вашей квартире. В том числе за те агрегаты и оборудование, которые в доме установлены и иногда пропускают воду, возгораются и причиняют прочие неудобства вам и людям по соседству. В случае причинения вреда третьим лицам возмещать расходы обязаны будете вы.
Внимание, правило первое — с соседями нужно не просто жить мирно. Я очень рекомендую с соседями дружить. Станьте им самыми дорогими людьми. На всякий случай. Тогда, если так в жизни случилось, что вы их затопили, всегда сможете договориться и даже найти поддержку и утешение добрым словом. Мои клиенты смогли договориться с четырьмя затопленными этажами, кроме одного. К таким ситуациям я рекомендую относиться философски — со всеми договорится невозможно. Некоторые граждане, кроме добрососедских отношений, хотят еще и денег, и относиться к этому нужно терпимо. Вопрос — как свести расходы на возмещение вреда к минимуму.
Самая главная экономия в конфликтах — экономия на юристах. Если конфликт переносить в суд, то, как минимум обе стороны платят правозащитникам. Кроме того, суд потребует привлечь (а, значит, и оплатить) независимую оценку. И еще одну, если результат первой оценки показался одной из сторон неудовлетворительной. Так что лучше призвать все свое самообладание и до суда не доводить. Потому что никто не гарантирует, что суд решит дело по справедливости, как вы ее себе представляете. Например, в деле моих клиентов неприятным, отягчающим последствия аварии фактором стало то, что соседи, проснувшись от булькания с потолка, позвонили в диспетчерскую эксплуатирующей компании РЭМП УЖСК в 2:17 ночи (время до секунды смогли восстановить по распечаткам звонков с мобильного телефона).
Приехавшая бригада слесарей перекрыла воду и немедленно отчалила, однако вода продолжала поступать. Через двадцать минут, в 2:49 ночи та же соседка снова звонила диспетчеру и в течение четырех с половиной минут уговаривала его прислать аварийную бригаду повторно. Как выяснилось, в первый раз был перекрыта горячая вода, в то время как вода хлестала из холодного стояка. В 3:23 соседка еще раз звонила в диспетчерскую, чтобы сказать, что вода наконец-то перестала топить пять этажей. Таким образом, вода оказалась перекрыта только спустя час после аварии.
В суде мы добивались того, чтобы служба слесарей понесла наказание за халатность. Если бы вода была перекрыта сразу, потоп не причинил бы такого ущерба, как это случилось из-за непрерывного поступления воды в течение часа только из-за того, что ремонтники перепутали стояки и поторопились уехать. Конечно, технически сложно оценить ущерб нанесенный водой, хлеставшей уже по вине ремонтной бригады. Однако в воспитательных целях, я считаю, можно было переложить на них часть расходов по возмещению ущерба пострадавшим соседям. Но судьи и первой инстанции, и апелляционной инстанции этот факт просто проигнорировали, несмотря на доказательства. Можно было бы пойти на принцип и отправиться с этим делом в кассацию и повыше, но мои клиенты к тому моменту уже «наелись» судебных развлечений.
Сумма ремонта может быть от 10 тысяч рублей и до миллиона — на кого попадешь. Пострадавшая сторона заявила в суде, что ремонт в квартире был произведен полтора года назад, однако мы смогли найти свидетелей того, что последний ремонт в этой квартире был произведен аж за 7,5 лет до потопа. Отсюда правило номер два — не соглашайтесь с суммой нанесенного вами ущерба, если она кажется вам неоправданно завышенной. Всегда можно побороться за свои деньги и права.
Правило номер три — храните все документы на установку любого оборудования и техники в вашей квартире. Причиной проблем моих клиентов стал лопнувший кран подключения к холодному водоснабжению посудомоечной машины. Но документы на установку этой машины так и не нашли. А жаль, так как, если бы документы были сохранены, после оплаты расходов пострадавшей стороне, мои клиенты могли потребовать возмещения своих расходов от компании, которая установила им посудомоечную машину, так как на эти работы всегда предоставляется гарантия.
Итак, как водится, две новости — плохая и хорошая. Плохая новость, что собственник квартиры несет полную ответственность за то, что происходит в его квартире и последствия происходящего для соседей. Однако хорошая новость — всегда можно найти других крайних, если быть внимательным к документам и не сдаваться раньше времени.