В России нет культуры отношений. Если для главы государства нормальным считается «мочить в сортире», о чем разносят СМИ, это накладывает отпечаток и на личные отношения между людьми. Особенно это заметно в судах на процессах по разводам и наследстве. Мое недавнее дело — тому очередное подтверждение.

История следующая. Муж и жена на пенсии, двое взрослых детей и один внук. Жене диагностировали рак, лечить поздно, женщине оставалось жить не больше двух лет. И вдруг она начинает дело о разводе и пишет завещание, чтобы ее имущество после смерти осталось детям и внуку. После ее смерти в суд уже отправилась дочь, чтобы доказать, что мужчина не имеет право на наследство. Причем имущество супругов — ни фабрики, ни заводы или пароходы, а всего лишь квартира, сад и машина.

Ну, что такое «доля в квартире» — мифические квадратные метры, учитывая, что половина квартиры все равно принадлежит мужу по закону о том, что нажитое в браке имущество принадлежит обоим супругам в равной степени. Продать доставшиеся в наследство метры в квартире — не просто. Очевидно, что дело не в имуществе — скорее всего, супруги, а потом и дочь и отец выясняют отношения. Так оно и оказалось и даже хуже.

Я ознакомился с деталями дела и читал то, что женщина рассказывала на бракоразводном процессе под протокол — муж всю жизнь ее оскорблял и избивал, десять лет назад она все же довела один из инцидентов до суда, мужу дали год условно. Узнав об онкологической болезни, он нашел себе женщину, которая потом стала звонить жене, издеваясь и спрашивая, долго ли та еще собирается протянуть. В исковом заявлении жена упомянула, что не хотела бы, чтобы ее имущество доставалось новой пассии мужа, и твердо решила все оставить детям. Решение ее о разводе и наследстве было обдуманным, менять его она не собиралась. Дочь также заняла непримиримую позицию из-за обиды на отца за то, как он третировал ее мать. Особенно после того, как ей поставили смертельный диагноз — тот просто стал сживать ее со света, и женщина даже предпочла уйти из родного дома умирать в хоспис.

Но до ее смерти успел состояться бракоразводный процесс. Я посоветовал клиентке — дочери умершей — ознакомиться с делом. Каким-то чудом сотрудники суда дали ей посмотреть документы, и выяснилось следующее. Муж понимал, что женщине осталось жить недолго, и подал на примирение, таким образом, затягивая процесс. Суд пошел ему на встречу и отложил заседание на пару месяцев. Женщина оказалась более крепкая, чем муж надеялся, дожила до судебного заседания и подтвердила свое намерение развестись. Суд удовлетворил ее иск и принял решение о разводе супругов.

Решение о разводе вступает в силу через месяц после его вынесения, и после этого не может быть обжаловано. Если же жалоба подана, то решение вступает в силу с момента ее рассмотрения. Муж подал жалобу на отмену решения о разводе. На момент ее рассмотрения, женщина уже была в очень плохом состоянии и могла умереть каждый день. На суде, рассматривавшем жалобу мужа на решение об отмене развода, она уже не могла присутствовать, но муж принес в суд якобы ее написанное заявление об отмене решения о разводе. На заявлении даже не было подписи умершей. Судья апелляционной инстанции отменил решение о разводе, и автоматически мужчина снова становится действующим мужем и наследником первой очереди.

К заседанию суда я составил целый список доводов, по которым мужчина не может наследовать имущество умершей. В том числе, был готов отстаивать, что бывший супруг являлся «недостойным наследником» и не имеет право на наследство — законом такая возможность предусмотрена. Но делал ставку я на другое — признать недействительной отмену решения о разводе. Потому что если люди не были в браке, то и вопрос о наследовании не стоит. Я так прикинул, что дело затянется надолго — пока проведут почерковедческие экспертизы, пока назначат новые заседания.

Вышли в суд — у меня случился в очередной раз когнитивный диссонанс. Всех послушать и почитать исковые, написанные умершей, ее бывший муж — просто демон. А в суд пришел милейший старичок. Кстати, не я один наивно полагаю, что мошенников узнаю, как только увижу на пороге. Они же порой выглядят, как ангелы во плоти. Сколько лет с этим сталкиваюсь — не могу привыкнуть.

Я начал с того, что заявил ходатайство о запросе материалов дела о разводе, один из документов в котором — якобы заявление умершей с просьбой об отмене решения о разводе. Дедушке стало понятно, что как только материалы придут, сразу все и вскроется и будут последствия. Подделка заявления — это наказуемое деяние. Когда суд спросил его, мол, будем ли запрашивать, тот сдулся и отказался от исковых требований. Мы выиграли дело и управились за одно судебное заседание.

Конечно, никогда не стоит оценивать при разводе, кто прав из супругов, а кто виноват. Дела семейные, там нет ни правых, ни виноватых. Но изводить умирающего — это особая жестокость. Никто на этом свете навечно не останется. Но и торопить на другой свет тоже не надо. Как бы ни жили между собой супруги, можно дать возможность человеку уйти спокойно.

Моя рекомендация — писать завещание. Да, угодить всем невозможно и пусть воля умершего все равно кому-то покажется несправедливой, но не будет оснований для судов и распри. И еще рекомендация — доводить начатые бракоразводные дела до конца. Бывает так, что люди начнут разводиться, но бросят на полпути, перед законом остаются супругами, но создают новые семьи, рожают детей, а потом один из супругов отправляется на небеса, а второй автоматически становится наследником первой очереди. Если вы любите родных и не хотели бы стать причиной споров между ними, доверьте составление завещания грамотному специалисту.