«А давайте мы вам полы вскроем!», – ни одному владельцу автомойки не пожелаю это услышать. Потому что мой клиент услышал, и ему дурно стало. Дело было так. У него есть автомойка в многоярусном гараже. Несколько лет назад стало подтапливать помещения рядом с автомойкой и гаражные боксы цокольного этажа под ней. Моему клиенту, как хозяину, тут же предъявили: «Все из-за тебя!» Собрали комиссию из владельцев гаражей, застройщика и строителей – все против него. Якобы система слива использованной воды, которая находится под полом автомойки, протекает, и вода вместо того, чтобы уходить в канализацию, просачивается и топит все гаражные боксы, находящиеся ниже по уровню.
Страсти накалялись – дошло до большого скандала. Хозяева боксов были явно против того, чтобы страдала их собственность. Тогда-то мой клиент и услышал сакраментальное «а давайте мы вам полы вскроем». Вскрыть полы – дело не хитрое. А заделывать кто будет? Вся эта канитель продолжалась уже не один месяц, и было очевидно, что уже полно желающих пойти и собственноручно в автомойке полы разломать.
Сам подход очень симптоматичен для нашей страны — во всем виноват бизнесмен, который поблизости оказался. А мой клиент тогда не был уверен, что не виноват. Но и что делать – не знал. Допустим, вскроют ему полы – два варианта. Первый – он не виноват, но работа автомойки встанет на неделю-две и полы перестилать придется все равно за свой счет. Второй вариант – он все-таки виноват, и тогда сумма расходов начнет стремиться к бесконечности. На этом этапе он и привлек меня к этому делу.
Нет таких ситуаций, которые не могут стать еще хуже. Но! И безвыходных ситуаций тоже не бывает. Самая главная мысль, которую всегда стараюсь донести до своих клиентов – свои права, бизнес и имущество защищать можно и нужно. Это я у одного банкира прочитал, который писал свои правила ведения бизнеса еще в 1775 году: «первое правило бизнеса — защищайте свои инвестиции». До сих пор, пока утопические сюжеты остаются только на бумаге и в мире существует частная собственность, этот пункт будет актуален. Потому что любой предприниматель, вкладывающий деньги в свои дело, знает, что нет большего кошмара, чем лишиться всего в результате пожара, рейдерства или ошибки управления. В такой панике мой клиент вдруг вспомнил про визитку, контакты на которой нам очень помогли.
Верю, что все знакомства не случайны. И случай с моим клиентом – подтверждение. Однажды он разговорился на мойке с одним автовладельцем, который приехал машину помыть. «Футболисты разучилась играть, Land Rover надежнее Lexus, погода – мрак,» – ну, о чем еще говорить на автомойке. Они с моим клиентом обменялись визитками, и вот пришло время о ней вспомнить. Потому что тот случайный знакомый занимался экспертизой в области строительства, и был именно тем человеком, который мог помочь. Будучи представителем моего клиента, я привлек эксперта в нашему делу, он проделал огромную работу по изучению документов и в результате поднял бумаги, по которым стало очевидно, что сами строители нарушили технологию строительства, когда строили здание. Во-первых, вокруг каждого здания должны быть отмостки. Если вы обращал внимание, здание не граничит с газоном, а имеет вокруг себя асфальтовое кольцо – оно защищает подземные этажи от затоплений. Сливы тоже не были оборудованы должны образом. А во-вторых, нулевая точка по проекту должна была быть выше. То ли строители «утопили» здание, то ли не учли чего-то. Как бы то ни было – вина была их. На основании всего этого эксперт написал обоснованное заключение. Как только оно было передано всем заинтересованным лицам, тут же строители побежали, за свой счет сделали отмостки, отремонтировали сливы и гаражные боксы.
Вывод: если вам предъявляются требования или обвинения, не торопитесь идти на поводу. Даже если обвинителей много и их аргументы звучат убедительно. Даже если они приводят доводы и доказательства из разряда «не законно», «не имеете права», «не правильно» и прочее. Тем более, когда начинают прижимать пожарные, всякие надзорные службы и прочие, необходимо заказывать экспертизу. В таких делах нельзя верить на слово, если вы сами не уверены, что они правы. Ни один человек не может быть специалистом во всем, поэтому привлекайте сторонних независимых профессионалов – юристов, экспертов. Пусть они устанавливают – обоснованы претензии к вам или нет. И если претензии обоснованы, то, по крайней мере, вы будете знать почему несете убытки. А не просто потеряете деньги или даже бизнес из-за того, что было лень разбираться или просто растерялись.
В любой ситуации не торопитесь признавать вину. Отказаться от сделанного признания очень сложно. Проще продолжать настаивать на собственной невиновности. И дешевле! Представьте, что мой клиент дал вскрыть полы. Вскрыли одно помещение – не нашли ничего. Может быть, протекает в другом месте? Так вскрыли бы все помещения автомойки одно за другим. А потом что? За свой счет заливать эти полы? Да человек бы уже разорился к тому моменту.
Принять на себя вину и посыпать голову пеплом никогда не поздно. Лучше защищайтесь, если на вас пытаются взвалить вину. Не факт, что вина за вами есть. А если и есть, не факт, что она стопроцентно ваша. Например, вы наняли подрядчиков и они вам что-то неправильно сделали – тогда вина ваша и вы заплатите пострадавшим. Но затем в регрессном порядке можете взыскать с виновных свои потери.
Кстати, никому не советую идти путем взяток в конфликтных ситуациях. Если начнете, проблема от этого не решится, зато возрастет риск стать заложником ситуации на будущее. Чтобы не зависеть от настроения чиновника и от того, как долго он просидит на посту, рекомендую действовать законно – это более разумно.