На западе люди давно переболели беспочвенным доверием и понимают, что купеческое слово – звучит красиво, но бумажку лучше подписать. На востоке от проблем страхуются или традициями, по которым швырять друг друга не принято, или, в случае, если кто от традиции отступил, то кровью.

Во многом мы люди восточные, и в нашей культуре не принято закреплять договоренности на бумаге. Поэтому и брачные договоры, и просто договоры между двумя партнерами по бизнесу – это «как-то неудобно».

Мое недавнее дело – два партнера, которые начинали бизнес на энтузиазме и без договора, а закончили войной. Две женщины (одна из Белоруссии, а другая из России) несколько лет специализировались на доставке в Россию дорогих и качественных товаров из Белоруссии.

Когда начинали – не подписали ни одной бумажки регулирующей отношения по поводу ведения и управления совместным бизнесом. Обычное дело для мелкого бизнеса. Все боятся поднимать вопрос договора, потому что не известно, как вторая сторона к этому отнесется. Страшно человека обидеть, а внутри-то копится. Кроме того, в самом начале еще не понятно – выгорит или нет. Кажется, что и договариваться не о чем. В 90 процентах случаев это действительно заканчивается ничем, люди расстаются, и, раз не получилось, то и делить нечего.

И вот редкий случай, когда мелкий бизнес пошел в гору. Торговля идет бойко – тоже не до договоров. Раз прибыль растет – надо окучивать скорей, а потом разберемся. Первое время все пребывали в эйфории, а потом между женщинами пробежала черная кошка. А именно – каждая стала думать, что весь бизнес держится на ней одной, она одна вкалывает, а вторая только успевает прибыль лопатой грести, лежа на диване.

Как все обстоит на самом деле. Одна закупает товар в Белоруссии и отправляет его в Россию. Вторая его здесь получает и сбывает через сеть торговых точек. Очевидно, что сотрудничество взаимовыгодное и они нужны друг другу. Одна зависит от поставок из Белоруссии, а иначе что она будет продавать в своих точках. А вторая зависит от партнера в России, а иначе кому она будет отправлять свой товар?

Проблема в том, что люди не договорились, кто что делает, какая ответственность и как делится прибыль. Одна ИП зарегистрировала, другая ООО, договоры позаключали, у одной денег не было, другая внесла все залоги за пользование торговой точки. А открыть торговую точку – это натуральное гестапо. Если корректно, то управляющие торговых центров ведут себя очень некорректно по отношению к арендаторам.

Итак, договориться люди не могут и решают разрушить доходный бизнес. Началась череда переговоров, конца края которым нет. Правых и виноватых – тоже нет. Виноваты только в том, что на берегу не договорились. Я подключился к конфликту, когда партнеры уже находились в стадии войны с желанием предать друг друга анафеме и никогда больше с ним не встречаться.

Нервы у меня железные и чужие эмоции меня не захлестывают. Разгребать конфликт было сложно лишь по одной причине: люди уже совершили массу резких шагов, которые нельзя аннулировать. Пространство, где можно все урегулировать, сузилось до игольного ушка. Я предлагаю: «А давайте так сделаем?» – «Так уже нельзя, потому что мы уже сделали вот это». – «А если так?» – «И так нельзя, потому что мы сделали вот то». Я там чуть голову не сломал.

Много раз у меня было желание все бросить, потому что так дорого мне кусок хлеба уже давно не доставался. С большим трудом придумал вариант, который оказался, приемлем для обеих сторон, и на сегодняшний день сделка закрыта. Сложно, конечно, садиться за стол переговоров посреди военных действий, но нам удалось. Я предупредил: «Вы сейчас разгоряченные последними событиями и дележками, но пройдет время, и вы поймете, что нужны друг другу. Одна не имеет возможности и навыков закупа товар в Белоруссии, а другая не представляет, как продавать его потом в России. Почему бы не продолжать?»

Итак, всех предпринимателей призываю себя пересилить и инициировать разговор об условиях сотрудничества между партнерами – кто, кому, сколько, когда, на каких условиях, как делится ответственность и прибыль. Если удалось договориться на словах, предлагаю сделать еще одно усилие и все зафиксировать на бумаге. Когда люди обсуждают и, тем более, пишут, у них появляется ясность того, что происходит сейчас и что их ждет в будущем.

Нет единого рецепта. Каждый раз нужно индивидуально смотреть, в какую схему взаимодействия выстраивать. Лучше прийти к грамотному специалисту и сказать: «Мы такие хорошие все, а как бы нам не разругаться потом, когда деньги пойдут?» И найти вариант сотрудничества, учитывающий интересы обеих сторон. Потому что пока границы с другой стороны не обговорены, каждый тянет одеяло на себя. Имущество и прибыль прибавляет себе, а обязательства – другой стороне. И это не плохо или хорошо, это данность.

Если договор не спас и дошли до расставания, самолечением тоже лучше не заниматься и опять же обратиться к эксперту, который поможет разойтись максимально мирно и взаимовыгодно. Самый худший вариант – неправомерное решение проблемы в стиле 90-х. Но эта тема для другой статьи. Самый накладный, долгий и неэффективный путь – через суды. Уйдет год или полтора. Когда человек решает проблему через суды, он тратит свое время и энергию на это, вместо того, чтобы развивать свой бизнес. Если есть возможность договориться без судов, ее нужно использовать.

Чем раньше будет привлечен эксперт, способный найти взаимоприемлемое решение, тем лучше. Однако рекомендую не терять бдительность. Однажды ко мне обращались товарищи с подобным делом, но я не взялся, так как был загружен. Они нашли другого специалиста, была разработана якобы взаимовыгодная схема, и в результате в ходе дележки бизнеса одна из сторон оказалась в минусе. Все поразводили руками, но было поздно.

Очень важно к кому попадешь. Можно все через ампутацию решать – заболел пальчик, отрезал и дело с концом. Но если на кону большие деньги или дорогой сердцу бизнес, рекомендую обратиться к специалисту, который не допустит, чтобы одна из сторон пострадала.