Мое выступление на КрикТВ по наружной рекламе можно посмотреть здесь
У меня много клиентов или просто знакомых среди предпринимателей. Кто-то мне нравится, кто-то – не очень, но я против того, чтобы даже тех, кто мне «не очень» можно было грабить и безнаказанно отнимать у них бизнес. Потому что точно также завтра могут прийти ко мне.
Мой нынешний клиент, делом которого занимаюсь уже полгода, напоминает мне медведя-подранка, на которого объявили охоту. Я так понимаю, прокуратора и МВД уже победили в Екатеринбурге преступность, воровство и изнасилования, и теперь их больше всего интересует телеканал «СОЛЬ». Самое страшное преступление в этом городе – это установка экранов на улице. А иначе как объяснить то, что мы из судов не выходим?
Попробуйте заставить прокуратуру вмешаться в дело, связанное с увечьем ребенка или уголовным преступлением – очень трудно. А по «СОЛИ» тома исписаны, проведены десятки судебных заседаний. Да, я понимаю – общий надзор, контроль. Но откуда такая увлечённость? Получилось, что люди ввязались в проект на основании бизнес-плана, где просчитана экономическая сторона дела, а на деле – купили себе билет на войну с чиновниками.
Ситуация следующая. Есть компания «Медиа Город», и ее владельцы – не единственные, кто додумался до установки экранов, но первые, кто решил подавать это под соусом телеканала, который транслируется на улице без звука. Рекламные места в городе поделены и, чтобы ни с кем не скандалить, «Медиа Город» просто выкупил уже стоявшие рекламные щиты, демонтировал их, оставив только «ноги», на которые и установил экраны. Самое интересное, что все экраны, кроме одного у «Дирижабля», установлены на землях, принадлежащие области, а не городу. Но до самого недавнего времени – это называлось «не разграниченные земли» – «урожай с этой поляны» собирал город. Когда законодательство изменилось, землями стало распоряжаться МУГИСО. Поэтому и согласование необходимо было получить у МУГИСО, а оно не имеет право заключать договор, пока не согласовано то, как именно должен стоять экран, под каким углом. Схему расположения должен был выдать город, но, потеряв источник дохода, выдачу стал саботировать. В результате МУГИСО готово подписать договоры, «Медиа Город» готов работать, но из-за позиции администрации города процесс стоит.
«Разрешение на размещение конструкций телеканала «СОЛЬ» подписывать будет область, а выдавать это разрешение – вы? Не бред ли?»– задал я вопрос представителю города. Ответа, конечно, не было. Я стал правозащитником компании «Медиа Город» в апреле. На тот момент уже два дела находились в Чкаловском суде, два – в Орджоникидзевском, два – Железнодорожном, еще два в арбитражном суде. Все дела инициировано по искам прокуратуры, за спиной которой и прячутся те, у кого свой интерес к экранам. Причина исков – экраны «СОЛЬ» установлены незаконно. Что по факту?
Рекламные щиты, которые использовала «СОЛЬ», стояли десятилетиями, как выяснилось, без разрешения, но никого это раньше не волновало. По странному стечению обстоятельств, когда владельцами щитов стал «Медиа Город», прокуратуры всех районов города возбудились и побежали в суд. Из них грамотно вела себя только прокуратура Железнодорожного района, и ее иск по демонтажу можно назвать обоснованным. Из-за того, что происходило в остальных судах мне, просто стыдно за нашу прокуратуру и судебную систему. Взять Чкаловский суд и судью Усачева: на мой взгляд, им были нарушены Конституция, гражданско-правовой кодекс и ряд других нормативов.Перед судебным заседанием он вообще закрылся в кабинете вместе с представителем прокуратуры и сидел там минут двадцать,что само по себе шокирует–это просто не водни ворота не лезет. Я не стал заявлять отвод судье, потому что это бесполезно — в соответствии гражданско-процессуальным кодексом в судах общей юрисдикции решение по обоснованности или необоснованности отвода судьи решает сам судья. В присутствии прокурора, представителя администрации города, секретаря помощника я заявил: «Для меня уединение судьи и истца это, по крайней мере, странно. Это что-то новенькое в правосудии?» — но все промолчали.
Главный вопрос, вокруг которого строятся все суды: являются ли экраны телеканала «Медиа Город» рекламной конструкцией или нет. В законе «О рекламе» дается определение рекламной конструкции, и один из пунктов этого закона гласит– конструкция должна использоваться исключительно с целью распространения рекламы. Контент телеканала «СОЛЬ», который транслируется на экранах, включает в себя помимо рекламы еще и новости, гороскопы и прочее. То есть не только рекламу. А значит, под определение «рекламной конструкции» закона «О рекламе» не попадает. Да, можно как угодно рассуждать о содержании «СОЛИ» на кухнях, но если дело доходит до суда, силу должен иметь только закон. И по закону, экраны – не рекламная конструкция. Точка. Но что мы имеем на деле?
Личные мнения сегодня получают такую же силу в суде, как и закон. У нас было несколько судов, и один судья однозначно вынес решение, что экраны не являются рекламной конструкцией и оставил, а другой – что являются и вынес решение о сносе. Это дикость – так быть не должно. Конечно, закон писался, когда «Медиа Города» с его идей телеканала еще не было. Возможно, сейчас закон морально устарел, но это не значит, что его можно трактовать как вздумается.
Вы сначала закон перепишите в установленном законом порядке и потом давайте начнем все по нему жить. А у нас же получается, что суд Чкаловском района вместе с прокуратурой пишут Конституцию и ГПК Чкаловского района, суд Железнодорожного района вместе с прокуратурой пишут Конституцию и ГПК Железнодорожного района и так далее.
Судьи в каждом районе пишут себе собственные законы и общероссийским неподчиняются. Бюрократы, которые законом назначены соблюдать действующее законодательство, берут его и ломают. При чем в случае с «Медиа Город» законы коверкают под лозунгом защиты прав каких-то мифических третьих лиц. Ни в одном суде конкретно чьи и какие именно права нарушаются – объяснить нам так и не смогли. Где-то прозвучало, что экраны «вредны для людей». «Вы хотите поговорить об этом?» Хорошо, предоставьте тогда заключение экспертизы. У всего же есть технические регламенты, и, если вред есть, то может быть установлена и причинно-следственная связь между нарушением и вредом для людей. Но нигде никаких доказательств представлено не было.
Учитывая, что дела телекомпании «СОЛЬ» находятся практически во всех судах города, очень отчетливо можно увидеть, как работает вся судебная система. Например, по закону иск должен был быть подан по адресу регистрации компании. В нашем случае, когда начало разворачиваться все действо,иск должен быть был подан в Железнодорожном районе. Но Чкаловская прокуратура подает в Чкаловский район, придумав специальную схему. Когда-то один из собственников «Медиа Город» владел ныне уже не существующей фирмой «ЮниЛожистик». Используя махинации с гражданско-процессуальным кодексом, прокуратура подает иск по месту регистрации «ЮниЛожистик», а потом уже туда привлекается «Медиа Город». Цель махинации – сменить адрес места разбирательства.
Вообще-то адрес места разбирательства гарантирован Конституцией, и ничье дело не может быть рассмотрено в другом суде, не по месту регистрации. Я уже говорил об этом и еще раз скажу –по всей видимости, в Чкаловском районе своя Конституция и свой гражданско-процессуальный кодекс. И я писал жалобу на эту тему, но областной суд отказался рассматривать ее – они решили, что все законно. Зачем вообще были нужны эти махинации? Что такого страшного, если иск прокуратуры Чкаловского района будет разбираться в Железнодорожном суде, тем более что прецеденты есть по этим делам?
Откуда такой страх у каждой прокуратуры выйти за пределы своего района?Там понимают: их надуманные доказательства в другом суде могут не пройти. Наши районные прокуратуры боятся пойти даже в суд соседнего района, не то что в другой город. Именно это вдохновило нас поменять юридический адрес с Екатеринбурга на Барнаул, откуда родом мой клиент. И как следствие – количество дел против «Медиа Город» резко убавилось. О чем это говорит? Сами прокуратуры не верят в то, что заявляют, и не готовы отстаивать свою правоту на чужой территории. Только в своем «собственном» суде, где они годами сидят все вместе бок о бок. Однако и это не было последним нарушением. В Арбитражном суде судья Пресухина умудрилась рассмотреть дело, наложить штраф в размере 500 тысяч рублей, но наотрез отказалась дать мне для ознакомления материалы дела, по которым привлекала к ответственности моего клиента. Мне пришлось подавать на отвод судьи, но материалов дела я так и не получил.
Человек привлекается к ответственности, а дело ему читать не дают – это какое-то ноу-хау в судебной системе? Или снова «37 год» наступил?Давайте тогда закроем все суды, поставим человека с трехлинейкой и пусть он решает – кто прав, а кто виноват. Зачем нам нужен огромный аппарат чиновников, которые пишут законы, если прокурор и судья на местах не хотят ихдаже читать? Давайте будем избирать не судей и не прокуроров, а честных людей, которые, исходя из своего миропонимания, будут выносить приговоры. Сейчас судьи назначаются пожизненно указом президента, дают клятву, как и прокуроры. Но кому нужно это лицемерие?
Мы живем в стране, где ты открываешь бизнес, в любой момент приходят чиновники, начинают читать закон шиворот-навыворот и ты оказываешься не прав. Самое страшное, что все делается руками прокуратуры и судов, которые должны защищать права граждан. Сейчас «Медиа Город» обратился в арбитражный суд по закону о банкротстве, этот процесс займет около полутора лет.Кстати, кредитором компании выступила администрация области. Получается, что чиновники городской администрации пытаются всеми силами обанкротить предприятие, которое затем не сможет расплатиться с областью. Внимание вопрос: где сидят главные злодеи?
Первыми врагами власти считаю самих чиновников. Ни олигархов, ни боевиков, а чиновников, чьими руками разрушается государство. Государство ведь стоит не на законе. Закон – пустой звук. Вопрос применения. Как только люди перестанут верить в свое государство, оно обречено. В России чиновничий аппарат своими действия разрушает ту немногую верув государство, которая еще осталась у людей. Чтобы восстановить ее, нужно начинать с законных выбором на пост президента и в думу. Без этого «креативное правосудие» неискоренимо.Каждый чиновник так рассуждает: «Если президенту можно, почему мне нельзя? Он такой же чиновник, как и я». Когда выше стоящий позволяет себе игнорировать законы, каждый, кто стоит ниже его на ступенях лестницы, позволяет себе тоже самое. И каждый чиновник зависит не от закона и не закону подчиняется, а тому, кто стоит выше его. Как в фильме «Кин-дза-дза» – «у кого оранжевая штаны».
Для всех, кто не причастен к «кормушке», основной инстанцией установления истины является суд. У нас нетнормальной судебной системы,зависящей только от закона и исполняющей только закон. Я убежден, что не важно какие законы и как пишутся – важно, как суды их применяют. Во главу угла должны быть поставлены интересы общества, а не конкретных людей и групп, а в основу государства – идеология процветания живущего здесь народа.Наш народ заслуживает процветания, а не выживания, как скота. Мы не лучше и не хуже европейцев или китайцев, и процветание – значит возможность для народа занять свое почетное место среди других народов. Но пока все творящиеся в судах безобразия ставят нас в один ряд с Нигерией или Эфиопией.
Пока система защищает тех, кто стрижет урожай на грядках доходов с того же рекламного места, в этой стране ничего не изменится. Сейчас разорят«Медиа Город», а завтра придут в ресторан, автомойку и любого смогут ограбить и обобрать. И этот механизм заложен в системе власти, которая далека не только от идеала, но вообще от цивилизованной формы. Вспоминается анекдот на эту тему: «А где вы деньги храните?» – «В мешках». – «А мешки где храните?» – «Под глазами». Правильно – это уже не отобрать. Такая наша сегодняшняя жизнь. Сложно веритьв завтрашний день. И в первую очередь в него не верят сами чиновники, поэтому их дети живут и учатся за границей. Все об этом знают. Как знают про жен-миллионерш наших министров. Как так? Вы либо их с должности снимите, либо выясните откуда у жен миллионы. Но страна уже до того докатилась, что люди просто игнорируют эти факты. «Откаты» стали нормой жизни, и это самое страшное. Именно это погубит страну, и ничто другое.