Я знаю о такой практике в США: пара разругалась, девушка выплеснула на мужчину сок, тот поскользнулся, упал и суд взыскал с заведения в его пользу 50 000 долларов, не глядя на то, что сок был пролит его подругой в пылу ссоры. Так что как бы мы «щеки ни надували» и не позиционировали себя равными Европе и США, но, судя по отношению государства к человеку, никакого равенства не было и нет. Красивые телепередачи о том, как хорошо в Росси и как плохо в США, не поменяют отношения граждан России к своему государству. Отношение меняет то, какое качество продуктов в магазинах, как осуществляется правосудие, как людей лечат и в каких школах учатся их дети. У нас же пока равенство лишь в том, что все ездят по сломанным дорогам. А, например, качественная медицина только для богатых. Когда качество жизни дойдет до каждого гражданина, независимо от его статуса, тогда и в государстве что-то поменяется.

А еще у нас все происходит вот так. Полина Бородина, примеряя обувь в магазине «АДИДАС», почувствовала острую боль в ступне. Сняв кроссовок, девушка обнаружила в своей ноге часть сенсорного устройства для предотвращения хищений, которое, по сути, говоря, является острым гвоздем. Гвоздь длинной более 1 см полностью вошел в пятку. Продавцы и другие сотрудники магазина сделали вид, что это к ним не относится, и пытались скрыться в подсобных помещениях. После того, как им это не удалось, принялись убеждать Полину в необходимости покинуть магазин и заниматься лечением где-нибудь в другом месте.

После длительных требований работники магазина удосужились принести зелёнку и клочок ваты. Видимо, с целью побыстрее избавиться от пострадавшей, выбрали стратегию хамства в отношении девушки, всячески давая понять, что ничего особенного не произошло и что они совершенно ни при чем. Полина вынуждена была самостоятельно добираться в травмпункт за медицинской помощью и прививкой от столбняка в придачу.

Оклемавшись от перенесенной «радости шопинга», Полина написала заявление в магазин с требованием о принесении извинения и компенсации морального ущерба. Как и ожидалось, «АДИДАС» хранил молчание. Полина обратилась ко мне. В результате мы подали иск в суд с требованием взыскания морального ущерба. В качестве основания было указанно, что «АДИДАС» нарушил право моей клиентки на жизнь и здоровье, закрепленное в п.1 ст.20, п.1 ст.41 Конституции РФ. А также статью 7 «Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)», статью 14 «Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)» и статью 15 «Компенсация морального вреда» Закона «О защите прав потребителей».

Суд удовлетворил заявленные требования и взыскал с «АДИДАС» сумму в размере 35 000 рублей. Из них 20 000 – моральный ущерб, 15 000 – судебные издержки на представителя

Руководство «АДИДАС» за безобразия, которые творятся в его магазине, так и не извинилось. Его представители ни разу ни в одном заседании не участвовали. Это огромная сеть магазинов по всей стране. Игнорирование пострадавшей покупательницы и затем судебных заседаний свидетельствует о том, что инцидент никоим образом не повлиял на федерального торгового монстра. В масштабах сети они даже не заметили списания такой незначительной суммы, как 35 000. Вычли из зарплаты у менеджера или даже уволили его, взяв нового, такого же. Но уроков не извлечено, и воспитательного момента не получилось.

Я считаю, что взыскания должны носить не только компенсационный, но и воспитательный характер. Почему ситуация с Полиной оказалась возможна? Потому что сотрудники ненадлежащим образом относятся к исполнению своих обязанностей и не проверяют крепление сенсорных устройств на обуви. Почему? Потому что за это не наказывают. Если бы «АДИДАС» заплатил не 35 000, а хотя бы 350 000, наверняка там бы задумались о безопасности покупателей. Увольнением одного менеджера такую сумму не покроешь и у одного человека столько из зарплаты не вычтешь. Наказаны были бы все, кто так или иначе проявил халатность.

Изначально издержки на услуги представителя заявлялись в размере 30 000 рублей, однако судья эту сумму скостила вдвое. Почему? Чтобы не обанкротить «АДИДАС»? В очередной раз можно убедиться в том, что наши суды на стороне банков, страховых, корпораций, крупных магазинов, а не на стороне граждан. Если бы подобная ситуация произошла в маленьком магазине, с него бы тоже списали 35 000 рублей, что тоже несправедливо. Такие суммы не могут быть одинаковы для всех. Они должны определяться индивидуально в каждом случае, чтобы быть ощутимыми для ответчика. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что он в следующий раз сделает все, чтобы подобные инциденты в его магазине не повторялись.

Хорошо, что Полина обратилась в суд, так как множество людей предпочитают как можно быстрее забыть о неприятностях, даже не пытаясь получить компенсацию. Например, девушка в одном из кафетериев поскользнулась на мокром полу и ошпарила себя кипятком, который несла в руке. В результате – сильный ожог, обращение за медицинской помощью, несколько дней пострадавшая носила повязку и страдала от боли, но в кафетерий не обратилась. Поставить руководство заведения в известность о произошедшем необходимо хотя бы для того, чтобы там занялись предотвращением таких случаев. Замалчивая проблемы, клиенты и посетители лишают заведения возможности совершенствоваться и становиться более удобными и безопасными.

Алгоритм действий на случай, если вы попали в такую ситуацию, как Полина:

1. В максимально короткое время фиксируйте факт происшествия. Для этого напишите заявление на имя директора магазина с изложением случившегося. Копию поданного заявления, с отметкой о вручении, оставьте себе.

2. Запишите контакты свидетелей — их показания пригодятся.

3. Полезно иметь документы из травмпункта или других лечебных учреждений, где зафиксировано получение травмы.

4. Исковое заявление лучше подавать по месту своего жительства.